вакуумные усилители тормозов

26.12.2016   Омская область оказалась в середине в рейтинге развития туризма России

Для развития туризма в Омской области, по мнению экспертов, не хватает развитой инфраструктуры, сильных проектов, с помощью которых можно было бы привлечь поток туристов как из России, так и из-за рубежа. В то же время область богата природными объектами, на которые едут посмотреть даже вне зависимости от уровня предлагаемого сервиса.

 

21.12.2016   Количество номеров гостиниц на базах отдыха Омска увеличилось

Следуя за тенденциями развития внутреннего туризма, базы отдыха в Омской области увеличили свой номерной фонд. Теперь гостям региона и местным жителям доступен как стандартный туризм, так и экзотические его виды - геотуризм, историко-туризм, лечебные программы, проводящиеся базами отдыха.

 

Алексей (12.08.2014) 

Отдых на озере "Данилово"

Было очень здорово, хорошо отдохнули, зарядились энергией и ваще всё супер-пупер...

 

Как часто вы отдыхаете в Омской области?
 



Указ о стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года

ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 13 февраля 2006 г. N 18

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Для определения целей и приоритетов, задач и основных направлений развития экономики и социальной сферы Омской области на долгосрочную перспективу постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Органам исполнительной власти Омской области при разработке планов и программ социально-экономического развития Омской области в соответствии с возложенными на них задачами руководствоваться положениями Стратегии.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Стратегии.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина.

Губернатор Омской области

Л.К.Полежаев

 

 

Приложение

к Указу

Губернатора Омской области

от 13 февраля 2006 г. N 18

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Настоящая Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочные цели и приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Омской области. Стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Правительства Омской области на долгосрочную перспективу.

Стратегия направлена на:

1) анализ имеющегося потенциала развития Омской области, существующих проблем, систематизацию факторов, способствующих и препятствующих социально-экономическому развитию Омской области, а также перспектив и рисков ее развития;

2) постановку и обоснование стратегических целей и задач социально-экономического развития Омской области на долгосрочную перспективу, рамочное описание основных направлений их решения;

3) выработку алгоритмов достижения поставленных целей и задач;

4) координацию действий органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, руководителей хозяйствующих субъектов, предпринимателей, общественных организаций и населения по достижению целей Стратегии.

Стратегия и принятые в ней направления развития основываются на Конституции Российской Федерации, Бюджетном, Земельном, Налоговом и других кодексах Российской Федерации, иных актах федерального законодательства, а также законодательстве Омской области, и сформулированы в соответствии с целями и приоритетами, определенными в стратегических документах развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа, а также установленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Омской области и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, мировой и российский опыт разработки политики регионального развития, исследования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предложения и замечания заинтересованных лиц: работников органов государственной власти и местного самоуправления Омской области, членов объединений, ассоциаций предпринимателей, представителей вузов, научно-исследовательских организаций.

1. Оценка уровня развития Омской области

На основе анализа исторических, социальных, экономических предпосылок развития Омской области, динамики основных социально-экономических показателей за последние пять лет, представленных в приложении к Стратегии, выявлены и структурированы следующие сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы развития Омской области:

1.1. Конкурентные преимущества Омской области

Омская область обладает следующими конкурентными преимуществами:

- значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;

- наличие развитого обрабатывающего производства: химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки;

- выгодное географическое положение;

- развитая транспортная система;

- промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;

- развитый научно-образовательный комплекс;

- наукоемкие технологии производства;

- современная бизнес- и производственная инфраструктура;

- значительный потенциал развития малого предпринимательства;

- эффективное внешнеэкономическое сотрудничество, значительный объем внешнеторгового оборота.

1.2. Ограничивающие факторы

Развитие Омской области ограничивается наличием следующих факторов:

- значительный износ основных фондов в секторах экономики и инфраструктуре;

- высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высоких материало- и энергоемкости продукции, тарифов естественных монополий;

- зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан;

- перевод экономикообразующих организаций Омской области на процессинг;

- зависимость доходной части областного бюджета от платежей основного налогоплательщика - открытого акционерного общества "Сибнефть";

- "старение" кадров в отраслях материального производства;

- сокращение численности населения Омской области;

- обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области;

- наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.

1.3. Перспективные возможности развития Омской области

Перспективные возможности развития Омской области включают:

- усиление позиций секторов - "точек роста" экономики Омской области;

- возможность развития (восстановления) отдельных производств благодаря уже имеющимся "точкам роста";

- организация особой экономической зоны на территории Омской области;

- создание новых высокотехнологичных производств, промышленных кластеров;

- развитие потенциала сельского хозяйства;

- рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;

- формирование целостной инновационной системы Омской области;

- развитие малого бизнеса в сфере инноваций, услуг, жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие транспортной системы: создание мультимодального транспортного узла;

- вовлечение в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Омской области;

- обеспечение комфортности проживания и высокого качества жизни населения Омской области;

- обеспечение экономики Омской области высококвалифицированными кадрами.

1.4. Потенциальные риски развития Омской области

Потенциальными рисками развития Омской области являются:

- резкое снижение налоговых доходов областного бюджета вследствие возможной регистрации основного налогоплательщика - открытого акционерного общества "Сибнефть" за пределами Омской области;

- вытеснение продукции Омской области с внутреннего и региональных рынков товаропроизводителями соседних регионов и иностранных государств;

- возможность снижения инвестиционной привлекательности Омской области;

- снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики Омской области после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

- отток квалифицированных кадров за пределы Омской области;

- ухудшение эпидемиологической ситуации в Омской области;

- ухудшение экологической обстановки в Омской области.

2. Стратегическая цель, задачи и основные индикаторы

социально-экономического развития Омской области

до 2020 года

2.1. Стратегическая цель социально-экономического развития

Омской области до 2020 года

Стратегической целью социально-экономического развития Омской области является формирование эффективной экономической базы, обеспечивающей устойчивое развитие Омской области, последовательное повышение качества жизни населения Омской области.

Исходя из этой цели сформирован образ будущего Омской области в 2020 году:

- Омская область - динамично развивающийся субъект Российской Федерации с диверсифицированной экономикой как по видам хозяйственной деятельности, так и по территориальному размещению;

- в Омской области созданы новые высокотехнологичные производственные комплексы, значительно возросла доля инновационной продукции, повысилась конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и мировом рынках;

- качество жизни населения Омской области характеризуется высоким уровнем доходов, потребления товаров и услуг, комфортностью проживания, развитой системой социального обеспечения, ростом рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни.

2.2. Задачи социально-экономического развития Омской

области до 2020 года

В экономике:

- совершенствование территориального размещения производительных сил, экономическое районирование, создание и укрепление "точек роста" экономики Омской области;

- формирование положительного имиджа Омской области как региона, перспективного для инвестиционных вложений, с благоприятными условиями для ведения бизнеса;

- формирование инновационной системы Омской области (увеличение выпуска инновационной продукции, повышение доли инновационно-активных организаций);

- организация промышленно-производственной особой экономической зоны (развитие высокотехнологичных производств);

- кластерное развитие ключевых секторов экономики (нефтехимический, машиностроительный, биотехнологический, агропромышленный, лесоперерабатывающий комплексы);

- развитие малого бизнеса (создание инфраструктуры и условий для стимулирования предпринимательской активности);

- расширение транспортной инфраструктуры (строительство крупных объектов транспортной инфраструктуры, создание мультимодального транспортного узла);

- развитие внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества Омской области, реализация имеющегося потенциала в сфере межтерриториальной кооперации с учетом стратегических направлений развития Омской области и соседних регионов.

В социальной сфере:

- неуклонный рост доходов населения Омской области (увеличение заработной платы работников организаций бюджетной сферы, легализация выплаты заработной платы, ликвидация задолженности по ее выплате);

- улучшение демографической ситуации в Омской области;

- обеспечение трудовых прав и занятости населения, повышение уровня профессиональной подготовки кадров;

- развитие системы социальной поддержки населения;

- повышение адресности предоставления социальных услуг;

- развитие социальной инфраструктуры с учетом необходимости оптимизации действующей сети учреждений бюджетной сферы;

- рост качества и доступности услуг образования и здравоохранения (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);

- создание условий для развития спорта и массовой физической культуры;

- сохранение и развитие культурного потенциала;

- улучшение жилищных условий населения (реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России");

- повышение комфортности проживания населения.

2.3. Основные индикаторы достижения стратегической цели

и решения задач социально-экономического развития Омской

области до 2020 года

Основными индикаторами достижения стратегической цели и решения задач социально-экономического развития Омской области до 2020 года являются:

- рост валового регионального продукта Омской области в 2,4 раза относительно уровня 2005 года;

- увеличение доли инновационной продукции (в общем объеме произведенной продукции) до 10 процентов;

- увеличение доли оборота организаций малого предпринимательства (в общем обороте организаций) до 25 процентов;

- рост реальных доходов населения в 2,5 раза относительно уровня 2005 года;

- снижение уровня бедности до 10 процентов;

- рост рождаемости на 12 процентов;

- увеличение средней продолжительности жизни до 68 лет.

3. Совершенствование территориального размещения

производительных сил

Важнейшим условием развития производительных сил Омской области является территориальное разделение труда, которое определяет специализацию производства по экономическим районам.

При переходе к рыночной экономике появились новые особенности размещения производительных сил в Омской области. Это обусловлено тем, что значительные изменения претерпели цели, задачи, функции управления, методы регулирования развития территорий, экономические связи, снизились ресурсные возможности многих районов.

В результате произошла трансформация структуры производства, пространственной организации производительных сил, возросла территориальная дифференциация социально-экономического развития районов Омской области. При этом основные производительные силы Омской области сосредоточились в административном центре - городе Омске.

Устойчивый экономический рост невозможен без учета особенностей территорий, снижения территориальных диспропорций социально-экономического развития, создания условий для развития "точек роста" во всех районах Омской области.

В целях совершенствования территориального размещения производительных сил осуществлен анализ социально-экономического развития районов Омской области, определены территории, имеющие предпосылки ускоренного экономического роста, а также наиболее проблемные территории, выделены экономические районы и их центры - опорные "точки" ускоренного развития и концентрации производительных сил.

В результате выделено 5 экономических районов и их центры:

- Центральный экономический район, в который входят город Омск и Омский район (центр - город Омск);

- Северный экономический район, в который входят Тарский, Усть-Ишимский, Большеуковский, Седельниковский, Знаменский и Тевризский районы Омской области (центр - город Тара);

- Западный экономический район, в который входят Азовский немецкий национальный, Исилькульский, Крутинский, Любинский, Марьяновский, Москаленский, Называевский, Тюкалинский районы Омской области (центр - город Исилькуль);

- Восточный экономический район, в который входят Большереченский, Горьковский, Калачинский, Колосовский, Кормиловский, Муромцевский, Нижнеомский, Саргатский районы Омской области (центр - город Калачинск);

- Южный экономический район, в который входят Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Таврический, Черлакский, Шербакульский районы Омской области (центр - рабочий поселок Нововаршавка).

Важным направлением совершенствования территориального размещения производительных сил является создание новых и укрепление существующих "точек роста" экономики Омской области.

"Точками роста" Центрального экономического района являются:

- создание промышленно-производственной особой экономической зоны;

- организация новых высокотехнологичных производств;

- нефтехимический комплекс;

- машиностроительный комплекс;

- биотехнологический комплекс;

- агропромышленный комплекс;

- транспортный комплекс: мультимодальный транспортный узел и транспортно-логистические центры;

- туризм.

В Северном экономическом районе наиболее перспективными "точками роста" экономики являются:

- добыча нефти и газа, рудных песков циркон-ильменитовой россыпи;

- добыча и переработка сапропеля;

- производство торфобрикетов;

- производство льноволокна;

- лесопереработка, производство древесных гранул;

- транспортный коридор (автомобильная дорога "Тобольск - Тара - Томск").

Западный экономический район имеет следующие "точки роста" экономики:

- развитие растениеводства, молочного и мясного скотоводства (строительство животноводческих комплексов);

- развитие переработки сельскохозяйственной продукции;

- добыча и переработка сапропеля;

- производство кирпича;

- транспортный узел (потоки грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали, в Республику Казахстан);

- туристско-рекреационная зона.

"Точки роста" экономики Восточного экономического района:

- строительство животноводческих комплексов;

- развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции;

- производство кирпича;

- транспортный узел (транзит грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали);

- туристско-рекреационная зона.

Южный экономический район имеет следующие "точки роста" экономики:

- развитие зернового производства, увеличение мощностей по переработке зерна;

- строительство животноводческих комплексов;

- вагоноколесные мастерские на станции Иртышская;

- транспортный коридор (транзит грузов в страны Центральной Азии);

- приграничное торговое сотрудничество.

4. Развитие экономического потенциала

4.1. Промышленный комплекс

Целью развития промышленного комплекса является создание новых высокотехнологичных производственных комплексов, модернизация и расширение имеющейся производственной базы, выпуск новой конкурентоспособной продукции.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- реализация кластерного подхода к развитию промышленного потенциала;

- стимулирование создания новых производств;

- активизация промышленного освоения научно-технических разработок;

- интенсивное развитие нефтепереработки и нефтехимии, дальнейшее углубление переработки углеводородного сырья;

- формирование промышленного комплекса биотехнологических производств;

- создание условий устойчивого развития лесоперерабатывающего комплекса;

- развитие машиностроительного комплекса, реформирование оборонно-промышленных предприятий на основе формирования интегрированных структур;

- вовлечение в промышленный оборот местной сырьевой базы;

- развитие производства строительных материалов.

Ожидаемые результаты: рост объемов промышленного производства в 2020 году в 2,7 раза к уровню 2005 года.

В нефтехимическом и нефтеперерабатывающем комплексе предполагается реализация следующих перспективных проектов:

1) общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Титан":

- организация производства полипропилена;

- строительство установок фракционирования сжиженных углеводородных газов, изомеризации нормального бутана и получения изобутана, дегидрирования пропана с получением пропилена полимеризационного качества;

2) открытое акционерное общество "Сибнефть - Омский НПЗ": техническая и технологическая модернизация;

3) совместное предприятие закрытое акционерное общество "Матадор - Омскшина": развитие производства радиальных шин для легковых автомобилей;

4) открытое акционерное общество "Омскшина": развитие производства шин для грузовых автомобилей;

5) Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук: организация производства нанопористых углеродных материалов;

6) закрытое акционерное общество "Завод пластмасс": организация производства полиэтилентерефталата и стирола.

В машиностроительном комплексе в средне- и долгосрочной перспективе будут происходить, с одной стороны, процессы формирования региональных промышленных кластеров, а с другой, - процессы вхождения в вертикально-интегрированные структуры и расширения участия Омской области в межрегиональном разделении труда.

Региональные промышленные кластеры будут формироваться по следующим направлениям:

- приборы, средства связи и автоматизации, медицинское оборудование (выпуск средств и комплексов дальней радиосвязи, медицинских приборов, аппаратов, инструментов);

- авиа- и космическая техника (производство ракетоносителя "Космос - 3М");

- оборудование для нефте- и газодобычи и переработки (реализация областной целевой программы "Развитие производства оборудования для топливно-энергетического комплекса на базе предприятий машиностроения Омской области на 2006 - 2010 годы - "СибВПКнефтегазТЭК");

- транспортное машиностроение (реализация региональной инновационной программы "Омский локомотив", Плана мероприятий по развитию транспортного машиностроения в Омской области на период до 2010 года - "Сибтрансмаштехника");

- сельскохозяйственное машиностроение (разработка и последующая реализация целевой программы Омской области, направленной на развитие аграрного машиностроения в Омской области).

Предполагается вхождение омских предприятий оборонно-промышленного комплекса в вертикально-интегрированные структуры:

- открытого акционерного общества "Омский завод "Автоматика" - в открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение";

- открытого акционерного общества "Сатурн" - в открытое акционерное общество "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование";

- федерального государственного унитарного предприятия "Сибирские приборы и системы" - в открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы";

- федерального государственного унитарного предприятия "Центральное конструкторское бюро автоматики" - в открытое акционерное общество "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование";

- федерального государственного унитарного предприятия "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" - в федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "Салют".

Новым направлением развития промышленности Омской области станет формирование биотехнологического комплекса, производящего наукоемкую продукцию, что позволит повысить конкурентоспособность Омской области на рынке биотехнологий.

Обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Титан" планируется реализация следующих проектов:

- организация производства биоэтанола;

- строительство комплекса по выпуску ферментных препаратов;

- налаживание производства органических кислот;

- строительство завода по производству аминокислот;

- создание производств по выпуску биоразлагаемого пластика (биополимеров).

Приоритетными проектами развития лесопромышленного комплекса являются:

- организация заготовки и переработки деловой древесины, ее реализация на товарных рынках Центральной Азии, создание совместной лесной биржи в Республике Казахстан;

- создание крупного лесозаготовительного и лесоперерабатывающего кластера на севере Омской области;

- организация переработки древесных отходов для получения древесных гранул в качестве альтернативного топлива.

Основными проектами развития добычи полезных ископаемых на территории Омской области являются:

- добыча нефти и газа;

- добыча рудных песков циркон-ильменитовой россыпи;

- добыча и переработка сапропеля;

- добыча торфа и производство торфобрикетов.

Для развития производства строительных материалов предусмотрена реализация следующих проектов:

- производство строительных суперкомпозитных материалов;

- переработка золошлаковых отходов в строительные материалы;

- расширение производственных мощностей кирпичных заводов;

- создание производств по выпуску эффективных строительных материалов на основе полимеров - сырья омского нефтехимического комплекса.

4.2. Промышленно-производственная особая экономическая зона

Целью организации на территории Омской области промышленно-производственной особой экономической зоны является создание индустриального комплекса передовых высокотехнологичных производств, использующих современные технологии мирового уровня и выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Наиболее перспективными направлениями развития являются:

- биотехнологии (организация производства биоэтанола, органических кислот, аминокислот, ферментов, биополимеров);

- нанотехнологии (производство нанопористых углеродов по не имеющей мировых аналогов технологии);

- высокотехнологичные химические производства (производство химической продукции высоких технологических переделов);

- современные медицинские технологии (производство медицинской продукции с использованием в качестве сырья короткого льноволокна).

Ожидаемые результаты:

- привлечение инвестиций в основной капитал в размере более 20 млрд. рублей;

- дополнительный объем промышленного производства: в 2008 году - 10 млрд. рублей, в 2011 году - более 20 млрд. рублей;

- дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней: в 2008 году - около 400 млн. рублей, в 2011 году - более 1,8 млрд. рублей;

- создание более 1300 высококвалифицированных рабочих мест.

4.3. Агропромышленный комплекс

Целью развития агропромышленного комплекса является надежное продовольственное обеспечение Омской области, укрепление потенциала агропромышленного комплекса на основе стабильного развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, усиления интеграционных процессов в агропромышленном комплексе.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

- расширение поддержки агропромышленного комплекса из областного бюджета на основе использования программно-целевого метода;

- ускорение технического перевооружения сельского хозяйства, развитие лизинга в сфере сельского хозяйства;

- строительство современных животноводческих комплексов, активизация племенной работы;

- сохранение и повышение плодородия почв;

- расширение поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

- повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- решение кадровых проблем сельского хозяйства, поддержка молодых специалистов, работающих в сельской местности;

- модернизация и техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности;

- улучшение взаимодействия между сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями переработки сельскохозяйственной продукции, содействие формированию интеграционных структур.

Перспективные проекты развития агропромышленного комплекса:

- увеличение производства омского филиала открытого акционерного общества "САН Интербрю";

- строительство животноводческих комплексов (проект "Мега-ферма" и другие);

- реконструкция и развитие птицефабрик.

Ожидаемые результаты:

- рост объема сельскохозяйственного производства в 1,5 раза к уровню 2005 года;

- рост объемов производства пищевых продуктов в 2,1 раза к уровню 2005 года.

4.4. Малое предпринимательство

Целью развития малого предпринимательства является создание условий для увеличения его вклада в экономический рост и обеспечение занятости на территории Омской области за счет оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, увеличения объемов банковского кредитования малого бизнеса, повышения культуры ведения предпринимательской деятельности.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, создание сети бизнес-инкубаторов в городе Омске и районных центрах Омской области;

- государственная поддержка субъектов малого инновационного предпринимательства;

- государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

- выявление и устранение существующих административных барьеров развития малого бизнеса;

- совершенствование законодательства, системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;

- развитие финансово-кредитных форм поддержки малого бизнеса;

- организационное и информационное обеспечение деятельности малого предпринимательства.

Ожидаемые результаты:

- рост доли оборота организаций малого предпринимательства (в общем обороте организаций Омской области) до 25 процентов в 2020 году;

- увеличение доли занятого трудоспособного населения Омской области в секторе малого предпринимательства до 40 процентов в 2020 году.

4.5. Инновационная деятельность

Целью развития инновационной деятельности является формирование региональной инновационной системы, создание эффективных организационных, правовых и экономических механизмов для перехода экономики Омской области на инновационно-технологический путь развития.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, в том числе малого инновационного предпринимательства;

- создание системы финансовой и технической поддержки перспективных инновационных проектов;

- развитие и эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала Омской области;

- формирование региональной информационной базы инновационных проектов и выпускаемой в Омской области инновационной продукции в целях привлечения инвесторов и стимулирования продвижения продукции на внутренний и внешний рынки.

Ожидаемые результаты:

- увеличение доли инновационной продукции (в общем объеме произведенной продукции) до 10 процентов в 2020 году;

- увеличение количества инновационно-активных субъектов хозяйственной деятельности;

- создание новых высокотехнологичных производств.

4.6. Транспортный комплекс

Целью развития транспортного комплекса является создание современного высокотехнологичного центра обслуживания и переработки транзитных грузопотоков, полное и качественное удовлетворение потребностей секторов экономики и социальной сферы в грузовых и пассажирских перевозках.

Приоритетными проектами по развитию транспортного комплекса являются:

- создание мультимодального транспортного узла в городе Омске;

- развитие сети транспортно-логистических центров;

- строительство международного аэропорта "Омск - Федоровка";

- развитие международного транссибирского железнодорожного транспортного коридора;

- развитие Обь-Иртышского транспортного коридора;

- строительство метрополитена в городе Омске;

- строительство автомобильной дороги "Тобольск - Тара - Томск";

- строительство автомобильной дороги "Северный обход города Омска".

Ожидаемые результаты:

- рост грузооборота по всем видам транспорта в 1,7 раза к уровню 2005 года;

- реконструкция около 800 км и строительство более 3 тыс. км автомобильных дорог;

- сохранение и улучшение состояния водных транспортных путей.

4.7. Энергетический комплекс

Целью развития энергетического комплекса является обеспечение надежной энергетической базы социально-экономического развития Омской области, недопущение кризисных ситуаций в энергообеспечении Омской области, поддержание энергобезопасности Омской области.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- структурная интеграция субъектов электроэнергетики, развитие конкуренции на энергетическом рынке;

- поддержка строительства новых энергетических мощностей;

- поддержка строительства дополнительных линий электропередач, связывающих Омскую область с другими энергосистемами Сибири;

- оптимизация схем тепло- и электроснабжения Омской области;

- регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию с ликвидацией перекрестного субсидирования;

- внедрение альтернативных источников энергии;

- внедрение энергосберегающих технологий.

Перспективными проектами по развитию энергетического комплекса Омской области являются:

- строительство подстанций "Весенняя", "Кристалл", "Прибрежная", "Метро", реконструкция подстанции "Центральная";

- реконструкция тепловой электрической централи - 3;

- завершение строительства тепловой электрической централи - 5;

- строительство теплотрасс;

- строительство линий электропередач "Великорусское - Оконешниково", "Старосолдатское - Большие Уки", "Екатеринославка - Полтавка".

Ожидаемые результаты: стабильное обеспечение населения и экономики Омской области энергетическими ресурсами.

4.8. Жилищно-коммунальный комплекс

Целью развития жилищно-коммунального комплекса является формирование конкурентных отношений в отрасли, привлечение инвестиций для обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, повышение качества предоставляемых услуг.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- завершение реформирования жилищно-коммунального комплекса;

- демонополизация жилищно-коммунального хозяйства;

- создание управляющих компаний, организация товариществ собственников жилья;

- продолжение технического перевооружения отрасли;

- привлечение стратегических инвесторов на основе договоров концессии;

- оптимизация структуры использования энергетических ресурсов, увеличение доли потребления природного газа, газификация всех районов Омской области;

- совершенствование системы адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ожидаемые результаты:

- повышение качества предоставляемых услуг;

- улучшение технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, сокращение износа объектов и систем жилищно-коммунального хозяйства до среднего уровня 30 процентов;

- перевод на природный газ 200 тыс. квартир и индивидуальных жилых домов, 680 котельных и теплоисточников, увеличение протяженности сетей газоснабжения до 11,4 тыс. км;

- реализация проекта по развитию системы водоснабжения города Омска с объемом инвестирования 4,3 млрд. рублей в рамках соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Евразийское водное партнерство".

4.9. Туризм

Целью развития туризма является создание на базе природных эколого-рекреационных ресурсов Омской области современной туристической индустрии, предоставляющей широкие возможности для отдыха, изучения уникальных природных объектов и культурно-исторических достопримечательностей Омской области.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- развитие существующих и создание новых туристско-рекреационных, лечебно-оздоровительных, курортных зон;

- привлечение инвесторов в сферу туризма;

- развитие туристической инфраструктуры;

- сохранение природы и историко-культурного наследия Омской области, развитие музейно-выставочной деятельности и народных промыслов;

- формирование позитивного имиджа Омской области как региона, привлекательного для туристов;

- содействие кадровому обеспечению туристической деятельности.

Перспективными проектами по развитию сферы туризма является создание следующих туристско-рекреационных зон:

- Муромцевская зона ("пять загадочных озер");

- Красноярско-Чернолучинская зона;

- курортная зона на озере Эбейты.

4.10. Внешнеэкономическая деятельность, международное

и межрегиональное сотрудничество

Целью развития внешнеэкономической деятельности, международного и межрегионального взаимодействия является укрепление внешнеэкономических связей Омской области, увеличение объемов внешнеторгового и межрегионального товарооборота, развитие сотрудничества в научно-технической и культурной сферах.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- повышение эффективности использования внешнеэкономического потенциала для обеспечения устойчивого развития секторов экономики;

- расширение географии внешнеэкономического сотрудничества;

- оптимизация товарной структуры экспорта и импорта Омской области;

- развитие сотрудничества с иностранными инвесторами, создание совместных производств;

- оказание государственной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности Омской области по продвижению производимых товаров и услуг;

- организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, презентаций Омской области за рубежом;

- углубление международных связей учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта Омской области.

Ожидаемые результаты:

- рост внешнеторгового оборота Омской области в 2020 году до 9 млрд. долл. США;

- рост межрегионального товарооборота Омской области в 2,4 раза к уровню 2005 года.

5. Повышение качества жизни населения, развитие

человеческого потенциала

5.1. Демография

Целью демографической политики Омской области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- совершенствование законодательства Омской области, регулирующего социально-демографические процессы;

- улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни;

- осуществление мер по стимулированию рождаемости и укреплению института семьи;

- обеспечение доступности и высокого качества предоставляемых социальных услуг: медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения, адресной социальной поддержки населения;

- создание полноценных условий жизнедеятельности для семей, молодежи, престарелых и инвалидов, улучшение условий жизнеобеспечения детей;

- совершенствование механизма регулирования миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения.

Ожидаемые результаты:

- рост рождаемости на 12 процентов к уровню 2005 года;

- увеличение средней продолжительности жизни до 68 лет.

5.2. Денежные доходы населения

Целью политики в сфере повышения доходов населения Омской области является неуклонный рост материального благополучия населения, уровня потребления товаров и услуг.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- увеличение размера средней заработной платы на основе роста производительности труда;

- опережающий рост заработной платы работников бюджетной сферы;

- легализация выплаты заработной платы работникам организаций;

- снижение отраслевой и территориальной дифференциации уровня оплаты труда;

- снижение уровня бедности за счет опережающего роста доходов наименее обеспеченных слоев населения;

- повышение размера денежных социальных трансфертов населению.

Ожидаемые результаты:

- рост реальных располагаемых доходов населения в 2,5 раза относительно уровня 2005 года;

- снижение уровня бедности до 10 процентов.

5.3. Труд, занятость, кадровый потенциал

Целью кадровой политики является повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение уровня общей безработицы, обеспечение Омской области высококвалифицированными кадрами.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- создание новых производств в сельских районах Омской области для снижения уровня общей безработицы;

- организация профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

- усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения Омской области;

- регулирование притока иностранной рабочей силы на территорию Омской области с учетом потребностей рынка труда;

- улучшение условий и охраны труда работающих, предупреждение производственного травматизма.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня общей безработицы, социальной напряженности;

- рост доходов населения от трудовой деятельности;

- повышение мотивации к трудовой деятельности.

5.4. Жилищное строительство

Целью жилищной политики является рост объемов жилищного строительства, создание рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания омичей.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

- модернизация и реконструкция имеющегося жилищного фонда;

- создание условий для притока инвестиций в жилищное строительство;

- формирование инженерной инфраструктуры для организации комплексной застройки территорий муниципальных образований Омской области;

- изменение стандартов ипотечного жилищного кредитования, увеличение объемов выделения ипотечных жилищных кредитов;

- предоставление адресных субсидий гражданам на приобретение жилья;

- уменьшение административных барьеров в жилищной сфере.

Ожидаемые результаты:

- рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья до 1,5 млн. кв.м в год;

- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда;

- увеличение количества выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов с 1,4 до 10 тыс.;

- снижение среднего времени нахождения в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 20 до 3 лет;

- увеличение доли семей, которым доступно приобретение жилья, в 4 раза (с 10 до 40 процентов).

5.5. Социальная защита населения

Целью политики в сфере социальной защиты населения является формирование целостной и эффективной системы социальной поддержки населения, обеспечение равных условий реализации социальных прав жителей Омской области.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- развитие системы социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, совершенствование системы медико-социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями;

- обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, формирование эффективного механизма компенсационных выплат и пособий отдельным категориям граждан с соблюдением принципа адресности;

- совершенствование механизма привлечения в сферу социальной поддержки населения дополнительных внебюджетных источников финансирования;

- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам с учетом необходимости создания им условий для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня доступности и качества социальных услуг;

- совершенствование форм и методологии предоставления мер социальной поддержки.

5.6. Образование

Целью развития образования является обеспечение населения Омской области качественным образованием современного уровня, удовлетворяющим потребностям личности и общества; воспитание учащихся образовательных учреждений с позиций общечеловеческих ценностей с учетом региональных культурных традиций и особенностей.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- реализация приоритетного национального проекта "Образование";

- поэтапное обновление содержания и структуры образования всех уровней и направлений;

- развитие системы дистанционного образования, особенно актуальной для организации процесса обучения в сельской местности;

- улучшение материально-технической базы учреждений образования, оснащение их компьютерной техникой, подключение всех школ к сети "Интернет";

- строительство и реконструкция объектов образования, в том числе взамен ветхих и аварийных;

- совершенствование системы оплаты труда работников образования, повышение их социального статуса и профессионализма;

- поддержка талантливой молодежи, предоставление именных стипендий, грантов;

- повышение качества профессионального образования, обеспечение его структурной и институциональной перестройки в соответствии с потребностями экономики Омской области;

- медико-педагогическое и социально-экономическое обеспечение федеральных и региональных программ в целях учета интересов детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка и совершенствование программ психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами асоциального характера.

Ожидаемые результаты:

- реализация потребности граждан в доступном и качественном образовании, обеспечение соответствия качества образования современным требованиям, потребностям рынка труда;

- развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования педагогического и научно-технического потенциала Омской области;

- ввод в эксплуатацию 45 объектов образования.

5.7. Здравоохранение

Целью развития здравоохранения является создание условий для улучшения демографической ситуации, снижение заболеваемости, инвалидизации, смертности населения Омской области, стабилизация и улучшение эпидемиологической ситуации, обусловленной заболеваниями социального характера.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- реализация приоритетного национального проекта "Здоровье";

- развитие системы профилактики заболеваний, активного сохранения и восстановления здоровья человека;

- улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи;

- совершенствование лекарственного обеспечения населения;

- защита и укрепление здоровья социально уязвимых групп населения, в том числе пожилых граждан;

- реструктуризация сети учреждений здравоохранения в целях повышения качества и эффективности предоставляемых услуг;

- строительство, модернизация и реконструкция учреждений здравоохранения, укрепление их материально-технической базы, в первую очередь поликлиник и сельских районных больниц;

- расширение и оптимизация объемов амбулаторно-поликлинических видов помощи;

- внедрение в практику работы органов здравоохранения системы телемедицины и информационных технологий, взаимодействие науки и практического здравоохранения в целях выработки передовых медицинских технологий и их внедрения.

Ожидаемые результаты:

- улучшение состояния здоровья населения;

- сохранение и укрепление репродуктивного и генетического здоровья людей;

- обеспечение эффективной ранней диагностики и профилактики заболеваний;

- ввод в эксплуатацию 35 объектов здравоохранения.

5.8. Молодежная политика, физическая культура и спорт

Целью молодежной политики, развития физической культуры и спорта является формирование гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности и самореализации молодых граждан; формирование здорового образа жизни населения, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде; создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- развитие системы социально-экономической поддержки и защиты молодежи, в том числе посредством содействия их временной и постоянной трудовой занятости;

- профилактика асоциальных явлений и пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде;

- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание молодежи;

- развитие творческих способностей молодежи;

- развитие молодежного спорта, организация досуга молодежи, отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

- активизация деятельности молодежных общественных объединений, органов студенческого самоуправления;

- поддержка молодой семьи, формирование у подростков и молодежи семейных ценностей, подготовка к семейной жизни, повышение значимости здоровой молодой семьи в обществе.

Ожидаемые результаты:

- сокращение негативных явлений в молодежной среде (наркомания, алкоголизм, преступность);

- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и физического потенциала молодежи.

5.9. Культура и искусство

Целью развития культуры и искусства является сохранение культурного наследия Омской области, возрождение традиционных культурных ценностей, обеспечение единого культурного пространства, свободы творчества и развитие культурного и духовного потенциала Омской области.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- формирование новых моделей учреждений культуры, сохранение самобытности культурной жизни;

- развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы отрасли культуры;

- определение границ и оформление правового статуса земель историко-культурного назначения, формирование культурных ландшафтов (исторических, природных, архитектурных, археологических);

- развитие социально-творческого заказа Омской области на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг);

- внедрение проектов по использованию информационных технологий в деятельности учреждений культуры;

- государственная поддержка профессиональных творческих союзов;

- развитие и модернизация образовательных учреждений отрасли культуры;

- повышение статуса и уровня профессионализма работников культуры и искусства.

Ожидаемые результаты:

- создание единого культурного пространства Омской области;

- сохранение и развитие русской и других национальных культур народов, проживающих на территории Омской области.

5.10. Охрана окружающей среды

Целью политики в сфере охраны окружающей среды является формирование благоприятных экологических условий проживания и отдыха населения, улучшение экологической обстановки, предотвращение возможных экологических угроз и стихийных бедствий.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

- снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду;

- развитие комплекса гидротехнических сооружений;

- организация и осуществление государственного экологического мониторинга;

- обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- обеспечение охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Омской области, Красную книгу почв Омской области;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры населения.

Перспективными проектами по охране окружающей среды являются:

- строительство низконапорной плотины на реке Иртыш;

- берегоукрепление реки Иртыш;

- строительство мусороперерабатывающего завода;

- завершение строительства полигона промышленных отходов.

Ожидаемые результаты:

- снижение воздействия факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения;

- стабилизация экологической обстановки;

- предотвращение деградации природных комплексов Омской области.

6. Механизмы реализации Стратегии

Основными механизмами реализации Стратегии являются:

- формирование целостной системы стратегического планирования в Омской области;

- управление развитием региона на основе программно-целевого метода;

- использование потенциала государственно-частного партнерства;

- повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления в Омской области;

- информационное сопровождение реализации Стратегии.

6.1. Формирование целостной системы стратегического

планирования

В Омской области сформирована система документов стратегического планирования социально-экономического развития, увязанная с основными приоритетами развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа и направленная на устойчивое улучшение качества и общих условий жизни населения, на повышение эффективности использования ресурсов. К этим документам относятся:

1) Стратегия - основной документ, определяющий развитие Омской области на долгосрочную перспективу. Положения Стратегии исходят из сложившейся социально-экономической ситуации и основываются на анализе процессов и явлений, которые влияют или могут повлиять на социально-экономическое развитие Омской области в течение всего периода реализации Стратегии.

Стратегия определяет ориентиры (приоритеты), цели и задачи, а также формы и направления социально-экономического развития Омской области, формирует образ будущего региона. Положения Стратегии являются ориентиром при разработке прогнозно-аналитических документов средне- и краткосрочного характера;

2) Программа экономического и социального развития Омской области до 2010 года - базовый документ, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономической политики на среднесрочную перспективу. Она разработана в целях определения конкретных направлений действий Правительства Омской области по достижению целей и реализации приоритетов Стратегии, определяет перечень мероприятий в соответствии с положениями Стратегии и предполагает разработку и внедрение в практику управления конкретных механизмов реализации положений Стратегии, которые включают: необходимые нормативно-правовые и институциональные изменения, систему стимулирования и привлечения финансовых ресурсов, организацию управления программой, контроль за ходом ее выполнения;

3) отраслевые концепции, целевые программы Омской области. Разработаны и реализуются концепции и стратегии развития базовых секторов экономики и социальной сферы, дальнейшей активизации международных связей, маркетинговая стратегия Омской области, а также ряд целевых программ Омской области как социальной, так и экономической направленности, которые взаимоувязаны с целями и приоритетами развития Омской области, определенными Стратегией и Программой экономического и социального развития Омской области до 2010 года, и являются крупными самостоятельными документами, имеющими собственные ресурсные источники и механизмы реализации.

В настоящее время в Омской области действуют 17 концепций и стратегий развития отдельных секторов экономики и социальной сферы Омской области, предусмотрено к финансированию за счет средств областного бюджета в 2006 году 43 целевых программы Омской области;

4) программы развития муниципальных образований Омской области. В систему стратегического планирования развития региона постепенно включаются муниципальные образования Омской области. Органами местного самоуправления ведется разработка среднесрочных программ в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями по разработке программы социально-экономического развития муниципального образования Омской области на среднесрочную перспективу и типовым макетом программы. В настоящее время в 6 муниципальных образованиях Омской области уже утверждены программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. В каждом сельском поселении Омской области разработаны программы социально-экономического развития на 2006 год;

5) План действий Правительства Омской области - оперативный документ, определяющий конкретные мероприятия и действия Правительства Омской области в краткосрочном периоде по регулированию процессов социально-экономического развития в соответствии с целями и приоритетами Стратегии, Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 года, целевых программ Омской области, а также в пределах средств областного бюджета на очередной финансовый год.

Формирование данного документа способствует повышению эффективности стратегического планирования на территории Омской области посредством анализа эффективности и результативности реализации положений стратегических документов, возможности корректировки целей и методов их достижения с учетом реальной ситуации, осуществления постоянного мониторинга развития Омской области, итогов осуществления запланированных мероприятий, сравнения результатов с целями и Критериями развития.

В Плане действий Правительства Омской области указываются мероприятия, сроки их выполнения и органы исполнительной власти Омской области, ответственные за исполнение.

Кроме того, разработан проект Среднесрочной программы социально-экономического развития Омской области на 2006 год и на период до 2008 года, предусматривающий определение ключевых направлений деятельности Правительства Омской области на 2006 - 2008 годы по реализации принятых в Программе экономического и социального развития Омской области до 2010 года целей и задач, конкретизированных с учетом требований времени: произошедших изменений в федеральном и областном законодательстве, проводимых на общегосударственном уровне реформ, а также тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом.

6.2. Управление развитием Омской области на основе

программно-целевого метода

Для реализации целей и направлений настоящей Стратегии, помимо разработки стратегических документов, характеризующих социально-экономическое развитие Омской области, представляется необходимым применение программно-целевого метода, позволяющего привлечь дополнительные финансовые средства из федерального, областного бюджета, а также внебюджетных источников.

Использование программно-целевого метода предполагает:

- ориентацию разрабатываемых целевых программ Омской области на обеспечение устойчивого развития Омской области, повышение ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности;

- соответствие разрабатываемых целевых программ Омской области стратегическим целям и задачам развития Омской области;

- внедрение индикативных методов планирования и управления в Омской области;

- проведение мониторинга состояния внешней и внутренней среды, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию Стратегии;

- корректировку целевых программ Омской области в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды;

- формирование факторов саморазвития Омской области.

6.3. Использование потенциала государственно-частного

партнерства

Необходимость государственно-частного партнерства продиктована стратегией вступления России в постиндустриальное общество.

Ответственность органов государственной власти Омской области за стратегическое развитие Омской области, реализацию Стратегии при ограниченности финансовых возможностей определяют необходимость объединения ресурсов и действий государственной власти и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором.

Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Приоритетными направлениями государственно-частного взаимодействия являются:

- производственная и транспортная инфраструктуры;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- научные исследования и развитие инновационной инфраструктуры;

- профессиональное образование и система переподготовки кадров;

- здравоохранение и социальные услуги;

- информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Реализация Стратегии подразумевает взаимодействие субъектов, участвующих в экономической жизни Омской области. К данным субъектам относятся:

- федеральные органы государственной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- органы государственной власти Омской области;

- органы местного самоуправления Омской области;

- отраслевые ассоциации и объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов;

- общественные организации, политические партии и движения;

- хозяйствующие субъекты;

- население Омской области.

Основным способом взаимодействия экономических субъектов Омской области является заключение двух- и многосторонних соглашений, которые направлены на достижение общественного согласия и развитие экономики и социальной сферы Омской области и служат механизмом согласования интересов различных субъектов в целях достижения социальной стабильности и развития экономики Омской области.

6.4. Повышение эффективности государственного управления и

развитие местного самоуправления в Омской области

Обязательным условием достижения целей и решения задач Стратегии является повышение эффективности государственного управления, развитие местного самоуправления на территории Омской области.

Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать эффективные управленческие решения.

Происходящие социально-экономические процессы предъявляют определенные требования к структуре и методам управления регионом. Для осуществления перемен в обществе, экономических преобразований необходима адекватная им система управления. Проводимые реформы государственного управления направлены на переоценку роли и сфер ответственности органов власти, устранение конфликтов интересов, дублирования функций, обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти.

Реформа государственного управления является одним из приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В соответствии с общегосударственной политикой основными направлениями повышения эффективности государственного управления являются:

- укрепление государственности на основе демократии и активного участия общественных институтов гражданского общества в выработке важнейших решений;

- повышение исполнительской дисциплины, мотивации и ответственности за результат каждого государственного гражданского служащего;

- подготовка и переподготовка управленческих кадров, отбор и продвижение перспективных специалистов, закрепление их на наиболее важных направлениях;

- совершенствование бюджетного процесса на основе перехода к среднесрочному бюджетному планированию, реализация эффективной налогово-бюджетной политики, увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета Омской области;

- содействие эффективной реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области, обеспечение реализации прав граждан на участие в управлении.

6.5. Информационное сопровождение

Необходимыми действиями по реализации Стратегии являются ее всестороннее публичное обсуждение и информирование деловых кругов и общественности Омской области и Российской Федерации о:

- целях, задачах и приоритетных направлениях Стратегии и механизмах их достижения;

- решениях и действиях, принимаемых субъектами экономической деятельности в целях реализации Стратегии (нормативные правовые акты, целевые программы, решения, соглашения, договоры и так далее);

- ходе и результатах реализации Стратегии и степени эффективности принимаемых решений.

Информационное взаимодействие обеспечивается в целях своевременного информирования заинтересованных субъектов экономической деятельности и поддержания постоянного общественного контроля за ходом реализации Стратегии, а также своевременной корректировки целей, задач и механизмов Стратегии при значительных изменениях социально-экономического положения Омской области и Российской Федерации.



Приложение

к Стратегии социально-экономического

развития Омской области до 2020 года

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Оценка потенциала региона

Специализация хозяйственного комплекса Омской области формировалась в процессе ее исторического развития, потенциал накапливался десятилетиями.

На рубеже XX века, в результате прокладки в 1892 - 1904 годах Транссибирской железной дороги, город Омск стал крупным транспортным центром, имеющим выгодное географическое положение на перекрестке реки Иртыш и железнодорожной магистрали континентального значения. Благодаря реформам П.А. Столыпина в Омскую область хлынула волна переселенцев из европейской части России, в том числе Украины, стало быстрыми темпами развиваться крупное товарное сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение и переработка сельскохозяйственной продукции.

В годы Великой Отечественной войны в Омскую область были эвакуированы свыше 100 предприятий, что изменило структуру производства Омской области. Наряду с традиционным сельским хозяйством появились организации машиностроительного комплекса, большую долю которого составляли предприятия оборонной промышленности, электроэнергетики.

С началом освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири в 1955 году в городе Омске был построен нефтеперерабатывающий комбинат, создан крупнейший в стране нефтехимический комплекс.

Таким образом, в дореформенный период в Омской области сложилась специализация по таким отраслям, как химия и нефтехимия, машиностроение, ориентированное преимущественно на военные заказы, был создан крупнейший на востоке страны агропромышленный комплекс.

Трансформация экономики сопровождалась перераспределением собственности, резким сужением поля государственного регулирования экономики, значительным ослаблением позиций оборонно-промышленного комплекса, разрывом межрегиональных экономических связей при распаде СССР, созданием муниципальных образований, резким сокращением государственной поддержки во всех сферах жизнедеятельности, обвальным падением промышленного производства, дезорганизацией кредитно-денежной системы, значительным социальным расслоением населения и другими кризисными процессами, которые негативно отразились на экономике и социальной сфере Омской области.

В ходе реализации социально-экономических реформ значительно изменилась структура экономики Омской области.

Экономика Омской области не обладает основными характеристиками, присущими народному хозяйству других сибирских регионов. Она не имеет сырьевой направленности, в ее основе - обрабатывающий сектор, что нетипично для Сибири.

Наиболее конкурентоспособны такие отрасли, как: экспортоориентированная химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, инновационное машиностроение, пищевая промышленность, опирающаяся на расширение потребительского спроса. Легкая, лесная промышленность, строительный комплекс обладают потенциалом для дальнейшего развития.

Определенным потенциалом развития обладает агропромышленный комплекс Омской области. Главный природный ресурс Омской области - земли сельскохозяйственного назначения с их относительно высоким инфраструктурным обустройством.

Но осуществление сельскохозяйственного производства осложняется суровыми климатическими условиями Сибири. В связи с этим необходимо селекционирование сортов пшеницы, кормовых и других культур, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, а также внедрение соответствующей агрокультуры. В то же время развитию сельскохозяйственного производства благоприятствует распределение населения между городом и селом (0,56:0,44).

Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции. Главными из них являются сокращение численности и старение населения, усиление миграционных процессов. Средний возраст жителей Омской области составляет 35,9 года: 33 года у мужчин, 38,4 года - у женщин. Средняя продолжительность жизни - 66 лет, что выше, чем в среднем по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу.

Географическое положение Омской области можно оценивать как достаточно выгодное с точки зрения повышения конкурентоспособности. Омская область граничит с Республикой Казахстан, с Тюменской, Новосибирской и Томской областями Российской Федерации. Взаимовыгодные отношения с ними уже сегодня чрезвычайно продуктивны.

Омская область располагает разветвленной транспортной сетью, на ее территории имеются почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Через Омскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Этот фактор не только способствует вхождению региона в мировое экономическое и социально-культурное пространство, но и является его необходимым условием.

Для формирования благоприятного имиджа Омской области, развития единого экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек большое значение имеет уровень транспортной инфраструктуры.

Природные ресурсы и полезные ископаемые являются важным фактором, формирующим конкурентные преимущества Омской области. Омская область не является ведущим минерально-сырьевым регионом, тем не менее необходимо эффективно использовать природно-ресурсные особенности Омской области. На территории Омского Прииртышья выявлено 17 видов полезных ископаемых, в том числе кирпичные и керамзитовые глины, пески, торф, сапропели, бентониты, известковое сырье, минеральные соли и лечебные грязи, термальные и минеральные воды. В 2001 году начато освоение южной части Крапивинского месторождения нефти, ведется его промышленная разработка. Продолжаются работы по обустройству Тевризского газоконденсатного месторождения. За счет природного газа, добытого на нем, газифицированы три северных района Омской области (всего газифицировано 23 района Омской области из 32), нефть направляется на промышленную переработку.

Существенным вкладом в развитие экономики может стать вовлечение в промышленное освоение Тарской циркон-ильменитовой россыпи. В настоящее время там ведутся поисково-оценочные работы и опытная добыча.

Немаловажным в завоевании конкурентных преимуществ является и то, что Омская область относится к лесообеспеченным регионам России. Вовлечение в хозяйственный оборот местных лесных ресурсов будет способствовать развитию омского лесопромышленного комплекса.

Омская область активно участвует в экономическом и социально-культурном сотрудничестве с административно-территориальными образованиями стран Ближнего и Дальнего зарубежья, результаты которого свидетельствуют, что Омская область является достаточно конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной на мировом рынке.

Омская область имеет отлаженную систему общего среднего профессионального и высшего образования, обладает развитым научным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. В Омской области функционируют 45 организаций, занимающихся исследованиями и разработками (научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, промышленные и прочие организации), 20 высших учебных заведений; работает свыше 450 докторов наук, более 2500 кандидатов наук. В научной сфере занято более 10 тыс. человек.

Реальный путь экономического развития Омской области, расширения участия в глобальных процессах - производство продукции с высокой добавленной стоимостью и большой степенью переработки с углублением внутриобластных и межрегиональных кооперационных связей.

2. Социально-экономические показатели развития

Омской области

Общие тенденции развития экономики и социальной сферы Омской области можно охарактеризовать как устойчиво положительные. Многие социально-экономические показатели заметно выше не только нормативных значений, учтенных в расчетных прогнозах социально-экономического развития Омской области и принятых в Планах действий Правительства Омской области, но и уровня, достигнутого за несколько достаточно успешных для Омской области последних лет. Происходит диверсификация экономики Омской области.

Количественный рост основных макроэкономических индикаторов экономики Омской области опережает динамику общероссийских показателей. С 2001 по 2005 год в рейтинге регионов России Омская область по абсолютной величине промышленного производства переместилась с 45 на 37 место, по инвестициям в основной капитал - с 46 на 22 место, по размерам средней заработной платы - с 55 на 37 место, по объемам вводимого жилья - с 33 на 9 место.

В Омской области за период с 2001 по 2005 год значительно возросли все основные макроэкономические показатели. Валовой региональный продукт Омской области за пять лет увеличился более чем на 80 процентов в сопоставимых ценах, что существенно выше общероссийской динамики - на 34 процента.

Политика Правительства Омской области по формированию благоприятного делового климата позволила сделать Омскую область привлекательным для инвестиционных вложений субъектом Российской Федерации. Рейтинговым агентством "Мудис Интерфакс" Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков), краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам). В результате крупные российские и иностранные инвесторы готовы вкладывать значительные финансовые ресурсы в открытие новых производств, торговлю, сферу услуг.

Инвестиции в основной капитал за период 2001 - 2005 годов выросли в сопоставимых ценах более чем в 3,5 раза. По объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций Омская область стабильно входит в число десяти ведущих субъектов Российской Федерации. Высокий уровень инвестиционной активности способствовал интенсификации развития секторов экономики.

Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства. Динамично развивается добыча полезных ископаемых. Организации, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды, бесперебойно обеспечивают потребителей. В целом прирост объемов промышленного производства в сопоставимых ценах за пять лет составил 74 процента.

В 2001 - 2005 годах объем сельскохозяйственного производства увеличился на 39,3 процента в сопоставимых ценах. По производству основных видов сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко) Омская область - в десятке лидеров среди субъектов Российской Федерации.

В Омской области отмечается стабильный рост показателей транспортного обслуживания. Прирост грузооборота транспорта за данный период составил 60,6 процента относительно уровня 2000 года. Пассажирооборот увеличился почти на 14 процентов к уровню 2000 года.

Важным фактором роста экономики является интеграция региона в систему международных экономических отношений. В целом за период 2001 - 2005 годов внешнеторговый оборот Омской области вырос более чем в 6 раз, значительно увеличилась доля экспорта с 85 процентов в 2000 году до 95 процентов в 2005 году. Происходит диверсификация географии внешней торговли. Новый импульс в 2005 году получило развитие внешнеэкономического сотрудничества с административно-территориальными образованиями иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Чешской Республики, Федеративной Республики Германия. В городе Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Взаимовыгодные отношения с этими территориями уже сегодня чрезвычайно продуктивны. Статус приграничного региона также способствует активному сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Развитие форм государственной поддержки малого бизнеса позволило значительно повысить его роль в экономической сфере, обеспечении занятости, эффективно решать проблемы снижения уровня бедности, развития инноваций. Именно предприниматели наиболее активно осваивают инновационные производства. Доля занятых в организациях малого предпринимательства составляет около 14 процентов от общего числа занятых в экономике Омской области, организациями малого предпринимательства производится около 7 процентов валового выпуска товаров и услуг.

Следствием роста экономики стало повышение качества жизни омичей, увеличение основных показателей развития социальной сферы.

Реальная заработная плата увеличилась в 2001 - 2005 годах в 2,6 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения - в 2,1 раза. Численность жителей с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 45 процентов от общей численности населения в 2000 году до 14 процентов в 2005 году. В 2004 году по данному показателю Омская область занимала первое место в Сибирском федеральном округе - 17,6 процента. Стоимость потребительской корзины, фиксированного набора продуктов питания в Омской области остается одной из самых низких среди регионов Сибирского федерального округа.

На фоне роста материальных доходов населения, а, следовательно, повышения платежеспособного спроса населения, в 2001 - 2005 годах оборот розничной торговли увеличился в 2,2 раза.

Правительством Омской области особое внимание уделялось развитию жилищного строительства. Омская область в числе первых начала внедрять финансовые механизмы, обеспечивающие доступность приобретения жилья для граждан с различным уровнем доходов, осваивать ипотечные схемы кредитования граждан. В 2005 году в рамках государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования на региональном уровне снижена ставка за пользование ипотечными жилищными кредитами с 10 до 8 процентов, увеличен максимальный срок пользования кредитом с 10 до 15 лет. Темпы ввода в эксплуатацию жилья в Омской области одни из самых высоких среди субъектов Российской Федерации (в 2004 году Омская область вышла на первое место). За пять лет объем вводимого в эксплуатацию жилья увеличился почти в 3 раза и в 2005 году составил 755,1 тыс. кв.м.

Управление бюджетными расходами стало осуществляться преимущественно на программно-целевой основе. В 2001 году реализовывались только 3 областные целевые программы, в 2005 году осуществлялось финансирование за счет средств областного бюджета уже 25 областных целевых программ (целевых программ Омской области), направленных не только на поддержку социальной сферы, но и на развитие экономических "точек роста".

В 2001 - 2005 годах органами государственной власти Омской области проводилась активная работа по совершенствованию законодательства Омской области. Принятые за этот период правовые акты позволили укрепить систему социальной поддержки населения, создать предпосылки для поступательного развития секторов экономики, создать необходимую правовую основу для проведения инвестиционной и инновационной политики, эффективной реализации на территории Омской области федеральных реформ.

Все большую значимость в реализации социально-экономической политики приобретает такой эффективный механизм как государственно-частное партнерство, которое лежит в основе взаимодействия власти и бизнеса. Задачей органов исполнительной власти Омской области является создание необходимых условий для привлечения стратегических инвесторов в базовые сектора экономики (промышленность, жилищно-коммунальную инфраструктуру, строительство, энергетику, освоение природных ресурсов), инициирования деловой активности, развития малого предпринимательства, инновационной сферы, внешнеэкономической деятельности.

 

ВНИМАНИЕ! Ссылка на источник информации «МинспортМедиа» - подведомственного учреждения Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области ОБЯЗАТЕЛЬНА! При электронном цитировании должна быть гиперссылка на omsk-turinfo.ru

Создание сайта: ITB-company, 2011 - 2017